Алиса

"Барабанщица" в Театре Российской Армии

"Запомните нас весёлыми..."
Вообще я шла на другой спектакль - "Ма-Мурэ", и уже второй раз попадаю на замену. Колдовство какое-то!
Однако об этом я не пожалела.
Великая Отечественная война. В городе, бывшем под оккупацией, живет дворничиха Неонила-Нила Снежко. Соседи ее не любят, что не удивительно, - она была переводчицей в фашистском штабе и очень весело проводила время с немецкими офицерами. В героиню влюбляется молодой архитектор, прибывший восстанавливать город, и ему наплевать на ее прошлое. А что героиня на самом деле помогла проводить наших бойцов через линию фронта и передавала информацию из фашистского штаба, все узнают, к сожалению, слишком поздно.
Спектакль называется "Барабанщица", потому что героиня, оставшись одна, любит петь "наши советские песни", а больше всех - песню про барабанщика. Такая вот трогательная деталь.
В самой Ниле есть что-то от героинь Достоевского (которого тут цитируют) - с таким самозабвением она предается гибельному веселью, что чувствуется, что ничем хорошим это закончиться просто не может.
Пьеса советская и в Театре армии уже ставилась (об этом можно узнать, например, из памятных стендов в фойе театра). Поэтому, с одной стороны, она мягковата (соседи относятся к Неониле слишком снисходительно, в реальности было бы жестче. И называли бы ее не Овчаркой.), с другой, например, комсомольский значок тут не просто пароль, а настоящая святыня. Однако играют актеры так искренне, что никакой "несовременности" и фальши не замечаешь.
Особенно хороша Ольга Герасимова в главной роли. Она действительно не играет, а живет. Очень интересные роли у Татьяны Морозовой и Ксении Таран. Они играют соседок Нилы, связанных с ней сложными отношениями - они то враждуют, то дружат с ней. При этом сами соседки очень разные: Тузикова Татьяны Морозовой - наглая мещанка, думающая, как бы урвать свою выгоду, а Зоя Ксении Таран - честная работница, настоящая советская девушка.
Все действие происходит в одних декорациях - полуразрушенного дома Нилы Снежко, и они оформлены интересно и экономно.
Мне понравилось все, кроме финала - слишком пафосный после такого искреннего, человечного спектакля.
Спасибо moscultura за возможность это посмотреть.
Сайт ЦАТРА, сайт проекта МосКультура.
Алиса

(no subject)

Как-то в последнее время сплошные закрытия и расставания.:duma:
Сергей Кемпо уходит из театра имени Ермоловой. Я ужасно расстроена. Тем более, что узнала об этом слишком поздно, и на его спектакли на прощание не попаду.
Они были чудесные, а Сергей во всех - прекрасный и очень разный.
Наверное, я поэтому так люблю театр особой, щемящей любовью - фильм можно и через 100 лет пересмотреть, а спектакль снимут с репертуара - и его не будет уже никогда.

Collapse )
Алиса

«Снежная сказка» - советский детский фильм 1959 года

Это одна из самых необычных и причудливых сказок, что я видела.
Главный герой, мальчик Митя, оживляет снеговика-Снегурочку, словно это голем: вкладывает ей в грудь часы и бегает вокруг, выкрикивая считалочку-переделку стихотворения на латыни, известную с начала ХХ века: "Эне-рэбэ..." С чем у вас ассоциируются заклинания на латыни?
Жутко и сладко улыбаясь, ожившая Снегурочка говорит своему создателю, что она ничегошеньки не знает и не помнит, но я ей почему-то не верю.
изображение

Старый Год, которого играет подчеркнуто молодой человек с подчеркнуто фальшивой седой бородой - начинающий тогда актер Евгений Леонов - хочет заморозить время и остаться царствовать на Земле. Ему нужно раздобыть часы из груди Снегурочки. Для помощи в этом нехорошем деле он оживляет собственных големов, самый жуткий из которых - Черная Душа в исполнении прекрасной Клары Лучко, которая отличается даже от своих соратниц цинизмом, коварством и изысканным садизмом. Например, стоя на высокой часовой башне Черная Душа, лучезарно улыбаясь, заявляет: "Какая все-таки замечательная вещь - дружба!" - и в следующую секунду сбрасывает товарок вниз! Нет, они не ушиблись и не отправились безобразничать дальше. Снеговики падения с высоты не выдерживают.
изображение
А это она говорит: "Нам нужно остановить сердце девочки".

После череды необычайных и пугающих событий наступает вроде бы типичный хэппи энд - но дети-герои расстаются, девочка-Снегурочка садится в ракету (это конец 50-х, все помешаны на космосе) и улетает. Что снежному голему делать в космосе? Лучше нам не знать.

Операторская работа делает всё происходящее еще более странным и зловещим. От некоторых ракурсов и Хичкок бы пришел в восторг. Более того, пара сцен выглядят как прямые цитаты из "Психо" и "Головокружения", что физически невозможно.
Единственный близкий к этому великолепию фильм в советском детском кинематографе - "Сказка о потерянном времени", тоже необычная и жутковатая, хотя и с толикой назидательности (что в "Снежной сказке" отсутствует начисто, и слава голему). В литературе "родни" больше - Шаров, Прокофьева, Токмакова...
Очень многие фильмы можно полностью предсказать не только, посмотрев первые 20 минут, но и просто взглянув на постер. В "Снежной сказке" я не смогла угадать ни единого сюжетного хода.
А еще в фильме царит зима - настоящая, морозная, с хрустящим под ногой снегом, румянцем на детских щеках и паром от полыньи, где собрались топить мальчика Митю.
Алиса

Больше всего на свете люблю кино и графики

Заглянула в свою статистику на мувилибе. 5 лет без полутора месяцев (регистрация 18.02.2015).

Больше всего смотрю драм, на втором месте триллеры.
Основная страна производства - США, что логично. На втором месте - СССР, и когда я слышу про поголовно гениальные советские фильмы, могу отправить их посмотреть столько, сколько я смотрю, потом поговорим.:-D
Collapse )
Алиса

Десятка фильмов 2019 года

1. Однажды в… Голливуде
2. Солнцестояние
3. Мы
4. Юморист
5. Боль и слава
6. Джокер
7. Доктор Сон
8. Аббатство Даунтон
9. Голем
10. Чайка
Личное открытие года - спагетти-вестерны, которые я начала смотреть благодаря ОвГ, даром, что у Тарантино и раньше было полно цитат из них.
Алиса

Первые предложения семи любимых книг

Ух ты, какой флэшмоб! Хотя выбрать всего семь - мучительно.
1. Облачным, но светлым днем, в исходе четвертого часа, первого апреля 192… года (иностранный критик заметил как-то, что хотя многие романы, все немецкие например, начинаются с даты, только русские авторы – в силу оригинальной честности нашей литературы – не договаривают единиц), у дома номер семь по Танненбергской улице, в западной части Берлина, остановился мебельный фургон, очень длинный и очень желтый, запряженный желтым же трактором с гипертрофией задних колес и более чем откровенной анатомией.

2. Лица, которые попытаются найти в этом повествовании мотив, будут отданы под суд; лица, которые попытаются найти в нем мораль, будут сосланы; лица, которые попытаются найти в нем сюжет, будут расстреляны.

3. Мы сидели на травке в пыльном скверике под окнами заводского управления и переваривали обед - каждый по-своему.

4. Они смотрят непристально, они ни во что не вглядываются, словно все вещи цветущего окрест мира не имеют для них большого значения. Мир цветет и колышется, течет и искрится, переменчивый и зыбкий, как морская вода. Вода же пляшет и бежит во все стороны, оставаясь на том же месте, ее не поймаешь взглядом; а если будешь долго смотреть – и сама станешь водою: светлой поверху, темной в глубинах.

5. В гостинице жили девяносто семь нью-йоркцев, агентов по рекламе, и они так загрузили междугородный телефон, что молодой женщине из 507-го номера пришлось ждать полдня, почти до половины третьего, пока ее соединили.

6. Конечно, встречаясь на лесных дорогах, они не могли отводить глаза, делать вид, что не замечают друг друга. Им приходилось награждать друг друга неуловимыми, как бы скользящими взглядами, иногда они кивали друг другу или даже обменивались краткими, ничего не значащими словами, которые, впрочем, мало походили на приветствия.

7. Небо было почти черным, а снег при свете луны — ярко-голубым. Под ледяным покровом неподвижно спало море, а глубоко в земле среди древесных корней всем мелким зверюшкам и насекомым снилась весна. Но до весны было еще очень далеко — новый год только-только вступил в свои права.